|
Образовательная политика |
|
5–32 |
Представленный анализ федеральных целевых программ и образовательных проектов в области информационных технологий, реализованных Правительством РФ за прошедшие годы, позволяет сформулировать новые принципиальные подходы и наметить основные мероприятия по внедрению современных образовательных технологий в рамках приоритетного национального проекта «Образование», который был заявлен Президентом РФ в сентябре 2005 года. Комплексный подход и государственная поддержка в осуществлении предлагаемых инноваций должны создать необходимую почву для системных изменений в российском образовании.
| |
|
33–53 |
В статье анализируются основные идеи и особенности общенационального проекта «Информатизация системы образования» (ИСО). Обсуждаются изменение подходов к процессам информатизации школы, уроки, которые можно извлечь из опыта предыдущих проектов, а также цели проекта и его логика, этапы и фазы реализации, основные компоненты, а также возможные риски.
| |
|
54–69 |
В рамках Федеральной целевой программы развития образования была разработана Стратегия развития Единой образовательной информационной среды (ЕОИС), включающая программу мероприятий и более 60 проектов на период до 2010 года. Ключевым системообразующим компонентом Стратегии является создание Федерального центра информационных и образовательных ресурсов. Основное преимущество Центра — в реализации концепции «единого окна» для свободного гарантированного доступа к любым электронным образовательным ресурсам, а также предоставление единой современной технологической платформы для информационных систем управления образованием.
| |
|
70–83 |
В статье анализируются основные тенденции в области информатизации школьного образования в странах Латинской Америки, Европы и Азии. Приводится их сопоставление с современными подходами, реализуемыми в России. Важный урок, который можно извлечь из опыта зарубежных стран состоит в том, что стратегии информатизации, ориентированные на технологию, не приносят сколько-нибудь значимых результатов. Только в том случае, когда стратегия направлена на развитие способностей и компетенций учащегося (посредством технологии), можно ожидать качественно новых результатов. Такой подход требует особого механизма реализации, который авторы называют «продвижением». Его особенность состоит в том, что информационные технологии не просто предлагаются, но распространяются с помощью механизмов маркетинга и постоянной поддержки.
| |
Теоретические и прикладные исследования |
|
84–98 |
| |
|
99–103 |
| |
|
104–144 |
Начиная с середины 1980-х годов авторы этой статьи принимали активное участие в организации работ по созданию нового поколения инновационных образовательных продуктов, как в России (в рамках проектов Академии наук и Национального фонда подготовки кадров), так и в рамках исследовательских учреждений и университетов США и ряда нескольких европейских стран. Руководствуясь собственным опытом и привлекая литературные данные, авторы предпринимают попытку выявить основные аспекты, характерные для создания инновационных образовательных продуктов на основе достижений информационных и коммуникационных технологий. Отдаленная цель авторов — формирование общих взглядов на принципы оценки «инновационности» образовательных продуктов и систематизация тенденций в области создания образовательных ресурсов на основе ИКТ. Ближайшая — поделиться соображениями практического свойства с теми, кто хочет посвятить свои знания и деятельность созданию нового поколения средств обучения для средней школы, которые стали возможны благодаря успехам ИКТ.
| |
|
145–155 |
Рассмотрены основания и особенности построения Кластерной модели процесса информатизации образовательных учреждений. Результаты исследования, проведенного на экспериментальной выборке школ, показывают, что образовательные учреждения хорошо разделяются на группы (кластеры), каждая из которых имеет естественную интерпретацию. Предлагаются схемы использования предложенной модели для оценки и управления развитием процесса информатизации школы.
| |
Содержание образования |
|
156–165 |
В статье рассматриваются возможности, которые дает компьютер с точки зрения кардинального обновления школьного математического образования на основе математического эксперимента.
| |
|
166–182 |
Место школьного курса информатики обосновывается социальным заказом к школе — сформировать стиль мышления молодого поколения, адекватный требованиям современного информационного общества. Из этой главной задачи школьной информатики следует непрерывность информатического образования, а также определяется его нижний порог — начальная школа. В статье обсуждаются причины противоречий между этим теоретическим выводом и реальным положением раннего информатического образования, а также задачи ближайшей перспективы в информатизации начальной школы. В конце 70-х годов ХХ века А.П. Ершов вместе со своими сибирскими коллегами раньше других отечественных и зарубежных исследователей доказал актуальность раннего информатического образования. Как случилось, что в нашей стране до сих пор не удается в полной мере, в государственном масштабе воспользоваться его замечательными, красивыми и убедительными идеями?
| |
|
183–191 |
Существуют методологические расхождения в оценках потребностей рынка труда и репродуктивного потенциала систем подготовки профессионалов, использующих в своей деятельности информационные и коммуникационные технологии. В связи с этим в статье обсуждаются различные подходы к формированию моделей углубленного изучения информатики и ИКТ в школах. Отмечается, что инструментами анализа проблем, поиска путей их решения, взаимодействия с другими участниками образовательного процесса служат средства ИКТ-поддержки проектной деятельности учащихся. Рассмотрена возможность использования познавательных моделей при изучении информатики в школе. Обсуждаются перспективы развития информационной инфраструктуры в школе. Целью школ с углубленным изучением информатики и ИКТ становится преодоление технократического характера учебного процесса и формирование коммуникативной культуры преподавателей и учащихся.
| |
|
192–200 |
Информатика, появившаяся в российских школьных программах двадцать лет назад, остается наиболее изменчивой образовательной областью. В статье рассматривается математический компонент школьной информатики в сегодняшнем состоянии, историческом развитии и ближайшей перспективе и обосновывается его фундаментальная важность как части российского школьного образования.
| |
Практика |
|
201–222 |
В статье приводятся основные принципы построения и функционирования системы межшкольных методических центров, создаваемых в рамках проекта «Информатизация системы образования», реализуемого Министерством образования и науки РФ, НФПК, Всемирным банком и администрациями семи российских регионов (Калужская область, Красноярский край, Республика Карелия, Пермский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Челябинская область) в период 2005—2008 годов. Описываются подходы по формированию центров в регионах с учетом количества образовательных учреждений, учителей и учащихся в них, географических особенностей территории (удаленности районов от регионального центра, плотности размещения школ). Представлены структура типовых служб и состав технического оснащения каждого типа центров, их персонал и функциональные нагрузки. Приведены рекомендации по отбору организаций для выполнения функций центров и подбору их персонала, требования к кадровому составу. Большое внимание уделено описанию основных направлений деятельности центров и механизмов расчета затрат на их реализацию.
| |
|
223–232 |
Повышение квалификации и методическая поддержка работающих педагогов обсуждаются в статье как одна из ключевых задач информатизации школы. Сотни тысяч учителей познакомились с возможностями компьютеров и Интернет, однако существенных сдвигов в использовании ИКТ в учебном процессе не происходит. В статье рассматриваются причины этого явления, предлагается подход к решению задач повышения квалификации и методической поддержки педагогов, который может помочь в преодолении возникающих проблем.
| |
|
233–247 |
В работе представлен опыт информатизации системы образования Ставропольского края. Рассматривается последовательное изменение задач и способов достижения успехов в управлении процессом информатизации на региональном, муниципальном и школьном уровнях. Центральной проблемой статьи — соотношение затрат и усилий по компьютеризации учреждений, развитию компетенций работников образования в использовании информационно-коммуникационных средств, интернет-коммуникаций, цифровых ресурсов и образовательных эффектов. Обосновывается тезис о связи информатизации с другими процессами развития образования в их общей направленности на развитие качества школьного образования.
| |
|
248–270 |
В работе рассматриваются и структурируются различные аспекты комплексного понятия информатизации общего среднего образования и отвечающие этим аспектам показатели, в своей совокупности отражающие наши представления о качестве информатизации. Значительное внимание, уделяемое проблеме информатизации системой образования различных стран мира, широкой общественностью и властью, затрачиваемые на информатизацию ресурсы делают насущной проблему определения того, что же является результатом информатизации школьного образования и как определяется степень достижения этого результата — качество информатизации.
| |
|
271–280 |
Рассматриваются основные виды современных инструментов информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Описываются задачи, которые можно решить при их использовании в средней школе. Средства ИКТ позволяют реализовывать современные образовательные приоритеты и обеспечивают широкий контекст для развития учащегося. Отдельные элементы излагаемого подхода реализуются массово в большинстве школ Москвы и рекомендованы Министерством образования и науки для всех регионов РФ, другие — присутствуют лишь в отдельных экспериментах. Некоторые средства появились совсем недавно и сейчас идет их лабораторная адаптация к образовательной среде. Недоучет важности всего спектра цифрового учебного оборудования (а также цифровых образовательных ресурсов) является одной из стандартных ошибок многих программ информатизации.
| |
Дискуссия |
|
281–301 |
14 октября 2005 года в Москве по инициативе редакции журнала «Вопросы образования» состоялся Круглый стол на тему: «Информатизация школы сегодня и завтра: проблемы и возможные решения».
| |
Статистика и социология образования |
|
302–330 |
В статье приводится краткий обзор существующих статистических и социологических данных по использованию информационных технологий в учреждениях общего и профессионального образования. Показатели из разных источников сгруппированы по уровням образования, что дает возможность сформировать целостное представление о процессах информатизации на каждом уровне. Рассмотрены такие аспекты, как оснащенность образовательных учреждений современными компьютерами и доступом в сеть Интернет, цели использования информационных технологий, а также факторы, сдерживающие их дальнейшее распространение.
| |
|
331–340 |
В статье представлены результаты обследования, посвященного процессу информатизации как одному из главных процессов новой экономики. Исследовались реальная обеспеченность населения средствами ИКТ, возможности их приобретения и желание людей использовать нововведения. Выявлялось общественное мнение по поводу различных проявлений процесса информатизации.
| |
Архив |
|
341–346 |
Историческое Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 марта 1985 г. № 271 «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс» — это один из первых документов, призванных определять стратегию развития образования в стране и страны в целом, подписал Секретарь ЦК М.С. Горбачевым после его избрания руководителем КПСС.
| |
Книжные обзоры и рецензии |
|
347–375 |
Статья представляет собой расширенный реферат работ С. Паперта, одного из мировых лидеров информатизации школы. Существенное место в статье занимает обсуждение образовательных методик и ситуаций, использующих в качестве инструмента среду «Лого», дающую возможность для реализации и иллюстрации образовательной философии С. Паперта.
| |
|
376–383 |
| |
Письма в редакцию |
|
384–390 |
| |